Оценка НМА
Оценка нематериальных активов
Оценка интеллектуальной собственности по сей день остается одной из самых сложных и глубоких проблем теории и практики не только российского, но и мирового высокотехнологического бизнеса.
Нематериальные активы – это часть активов предприятия, которые обладают стоимостью, но не имеют материального содержания. Они используются в хозяйственном обороте и способны приносить доход. В зависимости от назначения и выполняемых функций нематериальные активы можно подразделить на три основные группы: интеллектуальная собственность, имущественные права и отложенные (капитализированные) затраты.
Оценка нематериальных активов особенно важна для предприятий высокотехнологических отраслей. Для крупных и известных компаний именно стоимость нематериальных активов вносит заметный вклад в общую стоимость предприятия. Знание их реальной стоимости и умелое их использование способны значительно укрепить позиции компании на рынке.
Оценка нематериальных активов делится на четыре основных раздела:
- промышленную собственность — патенты на изобретения, патенты на селекционные достижения, патенты на промышленные образцы, свидетельства на товарные знаки, свидетельства на знаки обслуживания;
- объекты авторского права и смежных прав — произведения науки, литературы, музыки, живописи и иных видов искусства, программы для ЭВМ, базы данных и топологии микросхем;
- информация, представляющая коммерческую тайну — ноу-хау — т.е. знания технического, финансового или административно-управленческого характера приносящие или могущие приносить доход или иную пользу, результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, не охраняемая патентами проектная, конструкторская и технологическая документация.
- имущественные права включают права пользования землей, водными и другими природными ресурсами, недрами, имуществом и т.п.
Оценка объектов интеллектуальной собственности позволяет наряду с подтверждением права собственности поставить ее объекты на баланс предприятия в качестве активов. Такая оценка дает возможность производить амортизацию и тем самым формировать соответствующие фонды амортизационных отчислений за счет себестоимости продукции.
Направления оценки нематериальные активов:
- Оценка деловой репутации (Goodwill)
- Оценка бренда
- Оценка имиджа
- Оценка информации
- Оценка торговой марки
- Оценка торгового знака и знака обслуживания
- Оценка авторских прав
- Оценка изобретений
- Оценка лицензий
- Оценка ноу-хау (know-how)
- Оценка патента
- Оценка баз данных
- Оценка программного обеспечения